РЕКОМЕНДАЦИИ НАШИХ ПЕДАГОГОВ

Главная Карта сайта Контакты



 


05.04.2013

Благотворное влияние игры на фортепиано на развитие детского организма

Зеленцова Ю.А.,концертмейстер, преподаватель общего фортепиано МБОУ ДОД «Школа искусств» г.Королёв.


Благотворное влияние игры на фортепиано 
на развитие детского организма


Как-же приятно слушать звуки рояля. А когда эти звуки издаёт Ваш юный пианист, старательно исполняя этюд для Вас, в сто раз приятнее. В такие моменты хочется, чтобы время остановилось.

Играть на пианино не только приятно, но и полезно. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Всегда хочется оправдать доверие родителей, отдающих педагогу самое дорогое в жизни - своих детей. Чувствуется огромная ответственность не только за процесс учебы, но и за здоровье своих учеников.

Нам постоянно приходится сталкиваться с проявлениями неравномерного речевого развития, затрудненного дыхания. При большой скорости речи ребенок не в состоянии управлять дыхательным процессом. А ведь нормальное дыхание - важный фактор, определяющий здоровье человека. Подвижность нервных процессов, темперамент - все это отражается в речи, ее скорости и динамике. По особенностям речи очень легко почувствовать состояние нервной системы ребенка.

Известно, что моторно-мышечное развитие находится в тесной связи с устной речью. Именно от синтеза речи и дыхания зависит результат творческого процесса. Игра на фортепиано позволяет одновременно подключить голос. Даже у многих музыкально одаренных детей могут быть нарушены связи двигательных систем коры больших полушарий мозга. Преобладают или сенсорные, или моторные функции. Нотно-клавишный процесс гораздо сложнее, чем буквенно-голосовой. Одновременная игра и пение приводят к согласованности разных функций полушарий мозга.

Без нормального дыхания пианистические возможности ученика заведомо ограничены. При ежедневной работе, при многократном повторении музыкального материала может произойти улучшение как дыхательного, так и речевого процесса.

Работа с учеником носит индивидуальный характер и не подлежит стандартному объяснению, какового и нет, ведь у каждого ученика свое физическое и психическое здоровье, разные музыкальные способности.

Ослабленным детям как воздух необходима крепкая пианистическая школа для абсолютно свободного кровообращения. Однако начинать следует все-таки с сольфеджио.

От речи ребенка, как уже ясно, во многом зависит артикуляция пальцев. При сольфеджировании по нотам подключаются и глаза, что содействует развитию зрительного восприятия. Сольфеджирование представляет собой основу для формирования необходимых физических связей, ощущения единства органов восприятия, так важного в фортепианной игре. Вступают во взаимодействие сенсорные связи «вижу - слышу - осязаю».

Если звук подкреплен естественной работой мышц рук и пальцев, то звуко-рече-мышечные сигналы перерабатывают информацию обоими полушариями головного мозга, которые начинают функционировать одновременно. Музыка как наука обрела становление еще при Пифагоре. Арифметика, музыка, геометрия и астрономия, эти «четыре искусства» могли привести к гармонии человеческую душу. С тех пор музыке, как и другим наукам, присущи как эмпирический, так и теоретический методы познания.

В музыке нельзя полагаться исключительно на интуицию и ощущения. Генетика, физиология и психология - это те «три кита», без которых невозможно преподавание музыки. Мало кто из педагогов-пианистов по-настоящему изучал эту смежную с искусством тему, хотя для специалистов в нашей области все это крайне важно!

Связь между музыкой и физиологией давно всем известна. Уроки фортепиано создают все предпосылки для здорового формирования организма ребенка. Столько вокруг детей, которым могло бы помочь творчество! Тем временем педагоги стремятся обучать только талантливых детей, а ведь таких совсем мало. Не исключено, что и у юных дарований могут существовать физиологические проблемы.

Фортепиано - это единственный инструмент, способный заменить характер звучания оркестра, поистине король инструментов. В тиши гармоний и созвучий с другом-роялем всегда можно поделиться горем, неожиданной радостью, излить свои чувства, пофилософствовать и просто отдохнуть. Лечебные возможности этого инструмента очевидны. В процессе игры на рояле закрепляются определенные положительные умственные навыки, представляется редкая возможность коррекции высших функций головного мозга ребенка с помощью движения рук, формируются тактильные (осязательные) механизмы, связанные с некоторыми структурами периферической нервной системы.

Пальцы, руки, спина, все тело ребенка несут колоссальные информативные сведения о внутреннем состоянии организма. Звук непосредственно направляется через нервные окончания пальцев к коре головного мозга и возвращается обратно к кончикам пальцев. То есть задействованы и прямая и обратная связи.

Фортепианная педагогика - это кладезь оздоровительных приемов, это модель чувственного восприятия. Умственные образы превращаются в звук. Перед нами открывается редкая возможность звуковой терапии.

Терапевтическая ценность музыки заключается в благотворном воздействии на физиологию и психологию человека. (Продолжение следует).


Возврат к списку


 
Разработка сайта — Метамакс