Свободная роспись
Тема занятия: "Свободная роспись"
Педагог дополнительного образования: Буянова Е.А.
Цель занятия:
- научить детей расписывать ткань в технике "свободной росписи".
- выполнение детьми панно на тему «Туманный пейзаж».
Задачи занятия:
- ознакомить с понятием и техникой "свободной росписи";
- пояснить последовательность этапов работы в технике "свободной росписи";
- способствовать приобретению навыков работы над батиком;
- познакомить с возможностью создания туманного и солевого эффекта;
- развить фантазию и воображение.
Прелагаемая информация:
- о батике;
- о последовательности работы в технике "свободной роспси";
- об основах цветоведения;
- о композици.
Творческая часть занятия:
Выполнение панно на тему "Туманный пейзаж".
Оборудование:
Для педагога: изделия в технике "свободной росписи" для демонстрации, иллюстрации с изображением различных пейзажей,эскизы деревьев, выполненные акварелью, эскизы пейзажей с изображением деревенских домиков, заборов и т.д., краски для батика, соль, кисти беличьи.
Для ученика: ткань на подрамнике, эскиз, краски для батика,соль, кисти беличьи, вода.
Примерная схема плана-конспекта занятия
1. Приветствие. Педагог приветствует учащихся, сообщает тему занятия – "Свободная роспись".
2. Введение в предлагаемый образовательный материал. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу.
3. Предлагаемый образовательный материал дается в форме рассказа о батике и технике "свободной росписи".
Под термином "батик" понимают все виды ручной росписи ткани. Существует несколько видов роспи – это "горячий батик", "холодный батик", "узелковая роспись", "свободная роспись" и др.
Сегодня мы с вами изучим одину из техник росписи ткани –"свободная роспись". "Свободная роспись" называется роспись ткани без применения резервирующего состава и горячего воска. В этой технике часто используется солевой эффект.
Для того что бы дети лучше поняли последовательность выполнения панно в технике "Свободной росписи" необходимо продемонстрировать методическое пособие, где показано пошаговое выполнение работы (от светлого к темному).
Необходимо так же рассказать об особенностях композиции горизонтально и вертикального панно.
Обычно для "свободной росписи" выбирается примерно одна цветовая гамма, так как краска перетикает друг в друга Необходимо чтобы до начала работы учащиеся согласовали колорит. Ненавязчиво даются советы по выбору пейзажа наиболее подходящего для "свободной росписи", объясняется, что изображение будет сильно размыто и стилизовано (при необходимости педагог поясняет, что такое стилизация).
Необходимо напомнить о правилах воздушной перспективы при работе над пейзажем:
-
Работу начинаем сверху вниз;
-
Помните, что вверху небо темнее, а ближе к линии горизонта светлее;
-
На заднем плане предметы теряют ясность и четкость очертаний;
-
Передний план четкий, хорошо прорисован.
4. Для закрепления информации проводится творческая часть занятия.
Переходя к самостоятельной работе учеников, педагог напоминает о том, что краски, наносимые друг на друга или близко друг к другу смешиваются. Поэтому целесообразно всегда начинать со светлых тонов и каждых последующий слой делать более темным.
Далее учащиеся выполняют работу, а педагог следит за её правильностью, помогает устранять и предотвращать ошибки.
Дополнительные эффекты, а также устранение некоторых ошибок можно провести с помощью солевого эффекта. Когда ткань еще не совсем высохла, ее следует посыпать солью (там где это необходимо, например – в кронах деревьях, облаках). После полного высыхания работы – смахнуть соль жесткой кистью и прорисовать детали переднего плана.
Как правило, полученные результаты и собственные возможности удивляют и радуют детей, что пробуждает и укрепляет их интерес к искусству росписи ткани.
5. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.
Вопросы для закрепления материала:
Какие росписи ткани существуют?
В чем особенность "горячего батика"?
В чем особенность композиции платка?
Критерии оценок
Оценивается:
- идея;
- самостоятельность выполнения задания;
- разнообразие цветовой гаммы;
- качество исполнения;
- эстетический уровень;
- наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном.