ПОЛОЖЕНИЕ
«О системе оценки качества образования
города Королёва Московской области»
(утверждено приказом ГК образования от 21.11.2007 N 798x)
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования города Королёва» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования города Королёва, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на орган управления образованием муниципального уровня и образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории города Королёва и имеющие государственную аккредитацию.
1.3. Деятельность системы оценки качества образования города Королёва области строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Московской области, муниципальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4. Система оценки качества образования города Королёва представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования города Королёва.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования города Королёва являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти города Королёва;
- государственные и региональные органы управления образованием;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные и научные учреждения;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования города Королёва проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов города. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. В Положении используются следующие термины:
- Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования города Королёва:
2.1. Целями системы оценки качества образования города Королёва являются:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в городе Королёве, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в городе;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в городе Королёве, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в городе;
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- принятие обоснованных управленческих решений органом управления образованием города;
2.2. Задачами системы оценки качества образования в городе Королёве являются:
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальной образовательной системы;
- оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования города Королёва положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей муниципальной системы образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с областными, федеральными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества образования города Королёва:
3.1. Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования города Королёва:
В структуре СОКО города Королёва выделяются следующие элементы:
1) орган управления образованием города (Городской комитет образования Администрации города Королёва-отдел качества образования);
2) образовательные учреждения, действующие в системе образования города;
3) муниципальный совет по развитию образования города Королёва;
3.2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования города Королёва:
3.2.1. Орган управления образованием (отдел качества образования) города Королёва:
1) разрабатывает и реализует программу развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;
2) участвует в разработке методики оценки качества образования;
3) участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
4) обеспечивает проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) участвует в разработке методики и организует проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
6) организует систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализирует результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
7) организует изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
8) определяет способы организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования на муниципальном уровне;
9) обеспечивает информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования;
10)содействует проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11)разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
12)формирует муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
13)проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
14)изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития муниципальной системы оценки качества образования.
15)проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в муниципальных образовательных учреждениях и формирует предложения по их совершенствованию;
16)осуществляет ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования;
17)принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
3.2.2. Образовательные учреждения города Королёва:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
4) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
9) обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
10)содействуют проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11)разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
12)формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
13)изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
14)проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
15)принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2.3. Муниципальный совет по развитию образования города Королёва:
1) содействует определению стратегических направлений развития системы образования в городе Королёве;
2) содействует реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
3) содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в городе Королёве;
4) готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования города Королёва;
5) осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в городе Королеве в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
6) инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий, студенческих научных работ по общему образованию;
7) принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования города Королёва;
8) принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
9) принимает участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
10)принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках муниципальной системы образования;