Советы специалистов

Главная Карта сайта Контакты



 


17.01.2011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ: ВРЕМЕНА ГОДА

С понятием время года можно знакомить детей с 3- 4 летнего возраста


Работа с изображением «круглого года» начинается с того, что взрослый обращает внимание де­тей на то, что в году бывает четыре одинаковых по длительно­сти времени года. Детям можно предложить схемы либо с изображениями времён года


Либо цветовую схему., на которой изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); желтым (лето); оранжево-коричневым (осень). Одновременно с этим на рисунке стрел­кой показан «ход» времени. Обращается внимание детей на то, что время может «идти» только в одном направлении и после весны всегда может наступить только лето, а перед зимой все­гда бывает осень.



На схеме начало годового цикла (это можно отметить) приходится на переход от лета к осени. С одной стороны, это очень понятно детям, поскольку учебный год всегда начинается с первого сентября, с другой — это опре­делено культурологически (до Петровской эпохи Новый год на Руси начинался именно с сентября). В это же время имеет смысл сказать детям, что отсчет года может быть начат с любого времени года. Это хорошо отражено в следующих коротеньких детских стишках:


Осень, зима, весна, лето Спасибо, круглый год, за это.


Зима, весна, лето, осень Новый Год придти мы просим.


Весна, лето, осень, зима Год завершился, всем нам Ура!


Лето, осень, зима, весна Дикие кошки снова без сна.







Вначале отрабатывается последовательность времен года. Как и в случае с временем суток), время года, наступаю­щее после какого-либо — находится следующим «по ходу» стрел­ки, а время года, которое бывает перед каким-либо, соответствен­но, — «против хода» стрелки вектора направления времени.десь возможны задания и игры следующего типа:

Какое время года наступает после ...? Какое время года бывает перед ...? Перед каким временем года бывает ...? После какого времени года наступает ...? Я задумал время года. Оно

перед (после) Какое время года я задумал? Какое время

года между зимой и летом? Какое время года между летом и зимой?

Детей следует научить не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен, но и фор­мулировать подобные вопросы самим.

Возможна игра следующего типа: взрослый описывает ха­рактерные приметы того или иного времени года, не называя его, а ребёнок определяеют «положение» этого времени года относительно его «соседей».

Возможно и наоборот: зада­ется время года без его названия (например, время года, перед которым бывает осень) — ребёнок, соответственно, даёт описание характерных признаков этого времени года. С детьми дошкольного возраста полезно до или после описания характерных признаков дать название узнаваемого времени года.

Необходимо дать знания детям о том, что происходит с животными в дикой природе. Например: осенью животные готовятся к зимовке- медведь ищет себе берлогу, зайцы и белки линяют. Некоторые животные делают запасы.




Зимой медведи, ежи. Суслики и пр. впадают в спячку. Зайцы ( сменившие окраску с серого на белый цвет) питаются корой деревьев; волки сбиваются в стаи. И другие сведения о жизни животных в другие времена года.


Вопросы и задания детям:

В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) медведь впадает в спячку?

В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) заяц бывает белым? Белка бывает рыжая? Животные линяют?

В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) животные собираются в стаи?






Также необходимо провести беседы об играх и забавах детей в разные времена года. Дети с удовольствием рассказывают о том, как они играют зимой, весной, летом, осенью.

После подобных бесед можно дать задания: Миша рассказывает друзьям о том, как он любит играть:

-Я люблю выходить во двор и лепить снеговиков (кататься на лыжах, санках, играть в снежки).

О каком времени года рассказал Миша? Перед каким временем года Миша так играет? После какого времени года можно так играть?

Аналогично можно познакомить дошкольников с деятельностью людей в сельской местности ( на даче) в разное время года: весной копают землю, высаживают семена; летом пропалывают, поливают; осенью собирают урожай, перекапывают землю.



Возврат к списку


 
Разработка сайта — Метамакс