![ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ: ВРЕМЕНА ГОДА](/upload/iblock/dea/4444.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ: ВРЕМЕНА ГОДА
С понятием время года можно знакомить детей с 3- 4 летнего возраста
|
Работа с изображением «круглого года» начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на то, что в году бывает четыре одинаковых по длительности времени года. Детям можно предложить схемы либо с изображениями времён года |
Либо цветовую схему., на которой изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); желтым (лето); оранжево-коричневым (осень). Одновременно с этим на рисунке стрелкой показан «ход» времени. Обращается внимание детей на то, что время может «идти» только в одном направлении и после весны всегда может наступить только лето, а перед зимой всегда бывает осень. |
|
На схеме начало годового цикла (это можно отметить) приходится на переход от лета к осени. С одной стороны, это очень понятно детям, поскольку учебный год всегда начинается с первого сентября, с другой — это определено культурологически (до Петровской эпохи Новый год на Руси начинался именно с сентября). В это же время имеет смысл сказать детям, что отсчет года может быть начат с любого времени года. Это хорошо отражено в следующих коротеньких детских стишках:
-
-
Осень, зима, весна, лето — Спасибо, круглый год, за это.
-
-
Зима, весна, лето, осень — Новый Год придти мы просим.
-
-
Весна, лето, осень, зима — Год завершился, всем нам Ура!
-
-
Лето, осень, зима, весна — Дикие кошки снова без сна.
-
|
|
|
|
Вначале отрабатывается последовательность времен года. Как и в случае с временем суток), время года, наступающее после какого-либо — находится следующим «по ходу» стрелки, а время года, которое бывает перед каким-либо, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени.десь возможны задания и игры следующего типа:
Какое время года наступает после ...? Какое время года бывает перед ...? Перед каким временем года бывает ...? После какого времени года наступает ...? Я задумал время года. Оно
перед (после) Какое время года я задумал? Какое время
года между зимой и летом? Какое время года между летом и зимой?
Детей следует научить не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен, но и формулировать подобные вопросы самим.
Возможна игра следующего типа: взрослый описывает характерные приметы того или иного времени года, не называя его, а ребёнок определяеют «положение» этого времени года относительно его «соседей».
Возможно и наоборот: задается время года без его названия (например, время года, перед которым бывает осень) — ребёнок, соответственно, даёт описание характерных признаков этого времени года. С детьми дошкольного возраста полезно до или после описания характерных признаков дать название узнаваемого времени года.
Необходимо дать знания детям о том, что происходит с животными в дикой природе. Например: осенью животные готовятся к зимовке- медведь ищет себе берлогу, зайцы и белки линяют. Некоторые животные делают запасы.
|
|
|
Зимой медведи, ежи. Суслики и пр. впадают в спячку. Зайцы ( сменившие окраску с серого на белый цвет) питаются корой деревьев; волки сбиваются в стаи. И другие сведения о жизни животных в другие времена года. |
Вопросы и задания детям:
В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) медведь впадает в спячку?
В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) заяц бывает белым? Белка бывает рыжая? Животные линяют?
В какое время года (перед каким временем года; после какого времени года) животные собираются в стаи?
|
|
Также необходимо провести беседы об играх и забавах детей в разные времена года. Дети с удовольствием рассказывают о том, как они играют зимой, весной, летом, осенью.
После подобных бесед можно дать задания: Миша рассказывает друзьям о том, как он любит играть:
-Я люблю выходить во двор и лепить снеговиков (кататься на лыжах, санках, играть в снежки).
О каком времени года рассказал Миша? Перед каким временем года Миша так играет? После какого времени года можно так играть?
Аналогично можно познакомить дошкольников с деятельностью людей в сельской местности ( на даче) в разное время года: весной копают землю, высаживают семена; летом пропалывают, поливают; осенью собирают урожай, перекапывают землю.